Законодательство Российской Федерации устанавливает ряд ограничительных мер по применению светодиодного осветительного оборудования на автомобильном транспорте.
В 2020 году тенденция на установку светодиодных фар и балок не только сохраняется, но и наращивает спрос вместе с ростом их качества и светотехнических характеристик, и, к сожалению, не все соблюдают необходимые для беспрепятственной эксплуатации формальности.
Более того, даже при оформлении всех необходимых разрешений и их наличии на руках автомобилиста, в многочисленных диалогах с сотрудниками ГИБДД может сложиться ситуация, в которой добросовестный водитель попадет под штраф, и совсем необязательно, что такая мера пресечения окажется обоснованной.
Актуальное знание нормативной базы, касающейся данного аспекта, сэкономит деньги и время, а главное, нервы. Но обо всем по порядку. Ниже представлены нормативные документы и конкретные случаи их применения из практики.
Нижеследующая документация устанавливает правила установки, эксплуатации светодиодной аппаратуры на транспортные средства:
1) Кодекс об административных правонарушениях РФ, статья 12.5,
часть 1, 3, а также статья 12.20.
2) Правила дорожного движения РФ, пункт 19.6 основных положений, а также пункт 3 перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
3) ТР ТС 018/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (с изменениями на 21 июня 2019 года) раздел 4.
Раздел 4 Технического регламента устанавливает правила, согласно которых обеспечивается конструктивно правильное изменение конструкции. Также, в п. 77 настоящего документа указано, что оборудование, посадочное место под которое предусмотрено заводом-изготовителем, прошло оценку и разрешено к установке на основании конструкторской документации, не будет являться запрещенным. Во всех остальных случаях требуется комиссия, которая будет аттестовать транспортное средство на внесение изменений в заводскую конструкцию.
Статьи 12.5 и 12.20 КоАП РФ устанавливают ответственность за установку и применение внешних световых приборов, нарушающих условия, приведенные в перечне ПДД. К ним относится и цвет, и режим работы, и конструкция, и разрешающая документация (или ее отсутствие). В части 1 ст. 12.5 КоАП РФ говорится об ответственности за эксплуатацию транспортного средства, которое нарушает требуемые условия, что влечет штраф 500 рублей. Часть 3 этой же статьи указывает о конкретном нарушением применения внешних световых приборов, что может повлечь за собой лишение водительских прав сроком от полугода до года.
Пункт 19.6 ПДД отдельно регламентирует правильную эксплуатацию фар-прожекторов или фар-искателей ответственность за нарушение правил пользования которой предусмотрена ст. 12.20 КоАП РФ (штраф 500 рублей), и это при условии, что на установку фар было получено разрешение, иначе это ст. 12.5 ч. 3 КоАП РФ. Также в приложении основного перечня в п. 3 перечисленные конструктивные и эксплуатационные нарушения, распространяющиеся на все внешние световые приборы за исключением подсветки регистрационного номера автомобиля.
Таким образом, при наличии добровольного сертификата соответствия РСТ на световое оборудование, предусмотренное заводом-изготовителем или свидетельство о внесении изменений в конструкцию транспортного средства, предмет правонарушения в отношении конструкции отсутствует. Также, при эксплуатации дополнительного оборудования в соответствии с ПДД п. 19.6 нарушений также не будет выявлено. Во всех остальных случаях законодательство РФ предусматривает административную ответственность от небольшого штрафа до лишения прав на целый год.