ГОСТы для автомобильных фар, ламп

Правила для автомобильных фар. Популярность светодиодного оборудования растет с каждым днем. Оно дешево и экономично в плане расхода энергии. Проблема одна – российское транспортное законодательство содержит ряд ограничений на установку светодиодных ламп и фар. Поэтому граждане, желающие провести такую модернизацию, сталкиваются с многочисленными трудностями и даже могут потерять права.

В интернете много информации по этой теме, порой противоречивой, и простому человеку трудно разобраться в ней самостоятельно. Сегодня мы выясним, какие ГОСТы определяют требования к автомобильным фарам и лампам, а заодно поставим точку в вопросе: «Какую оптику водители вправе ставить на свои машины».

Светодиодные лампы в галогенных фарах

Сразу вынуждены огорчить любителей светодиодной техники. В галогеновые фары разрешено устанавливать только галогеновые лампы, причем обязательно из списка оборудования, рекомендованного производителем техники. Запрет на установку ламп и линз, не соответствующих типу фар, содержится в ГОСТе Р МЭК 60809-2012, а также в регламенте ТР ТС 018/2011.

Установка светодиодных ламп в фары другого типа хоть и осуществима технически, но законом запрещена. То же самое касается установки на машину светодиодных фар в сборе, кроме случаев, когда такая модернизация предусмотрена производителем транспортного средства. Если у сотрудников ДПС возникнут подозрения, что оптика не соответствует требованиям ГОСТов, водитель отстраняется от вождения, а саму светотехнику снимают и передают на экспертизу…

Далее водителя ждет либо штраф в 500 рублей (согласно ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ), либо лишение прав на срок до года (согласно ч. 3 ст. 12.5 КоАП). Кроме того, водителю нужно будет установить новое оборудование. Тяжесть наказания зависит от того, насколько свет фар отклоняется от эталона. В случае установки цветных ламп, слишком мощных источников света или работы техники с перебоями – рассчитывать на мягкое наказание не стоит. В первую очередь нужно избегать светодиодных ламп, у которых присутствует маркировка «offroad use only», они не подходят для дорог общего пользования.

Кстати, еще до недавнего времени любые вмешательства в конструкцию фар однозначно подпадали под действие ч. 3 ст. 12.5 КоАП и наказывались лишением прав. Российские власти смягчили санкции в 2019 году – нарушители получили возможность отделаться легким штрафом, но только в том случае, когда выявленные нарушения не препятствуют безопасной эксплуатации транспортного средства.

Другие требования к свету:

  • Согласно ГОСТу Р 4.1.8-99, лампы повышенной светоотдачи HIR или H9 разрешено устанавливать только при наличии на фарах омывателей.
  • ГОСТ Р 41.98-99 запрещает установку фар с квадроксеноном. Согласно этому ГОСТу, в ксеноновых фарах разрешено использовать только одну газоразрядную лампу.
  • ГОСТ Р 51709-2001 запрещает эксплуатировать технику, где стоп-сигналы не реагируют на педаль тормоза.

Таким образом, водители вправе устанавливать на свои машины только те лампы и фары, которые разрешены технической документацией к транспортному средству и соответствуют требованиям ГОСТов. Шансы на то, что сотрудники ДПС решат проверить, какие именно световые приборы установлены на машине, не велики, поэтому многие водители решаются провести такую модернизацию.

При этом нарушители не всегда принимают в расчет, что рискуют они не только своими правами, но также здоровьем других водителей! Кроме того, ненадлежащее оборудование способно стать причиной выхода из строя электрики и даже привести к пожару. Вот почему перед установкой светодиодных или ксеноновых ламп всегда нужно вначале консультироваться со специалистами.