Оформление ДТП

Новый 2021 год пройдет в России под флагом информатизации. И конечно, прогресс в области информационных технологий не мог обойти стороной такую важную сферу, как автострахование. С 1 ноября в России вступили в силу изменения в закон об ОСАГО, которые позволят попавшим в аварию водителям оформлять протокол при помощи своего телефона и установленного на нем приложения «Помощник ОСАГО».

Новые правила освободят участников аварии от заполнения протоколов, а также от обязанности вызывать на место происшествия сотрудников ДПС. Посещать свою страховую компанию для передачи документов им также не придется. Данные об аварии, ее участниках и понесенном ущербе будут переданы автоматически. Интересно, что оператором сервиса станет независимый Союз страховщиков, а не представители какой-либо страховой компании.

Как работает новая система оформления ДТП

Жители Москвы и Московской области смогли первыми оценить преимущества нового онлайн-сервиса. Как сообщается, этим способом передачи данных об аварии воспользовалось 10% московских автолюбителей, которые попали в аварию во время тестового периода. Теперь сервис доступен во всех регионах России.

Обратите внимание! Составлять протокол онлайн водители имеют право только при соблюдении следующих условий:

  • В аварии должны участвовать только два водителя, если причинен вред третьим лицам, необходимо вызвать автоинспекцию.
  • Оба водителя застрахованы по ОСАГО.
  • В ходе происшествия не пострадало здоровье людей.
  • Водители располагают мобильными устройствами с доступом в интернет и регистрацией на портале госуслуг.
  • По крайней мере у одного участника ДТП на телефоне или планшете установлено приложение "Помощник ОСАГО".
  • Сумма общего ущерба не превышает 400 тыс. рублей.

Если все условия соблюдены, проблем с оформлением отчета при помощи онлайн-сервиса возникнуть не должно.

  1. Первое, что нужно предпринять водителю, это авторизоваться в приложении при помощи учетной записи госпортала. Достаточно, чтобы «Помощник ОСАГО» был установлен у одного из участников происшествия.
  2. Перед началом заполнения формы онлайн-сервис проверит действительность полисов ОСАГО водителей, для чего нужно будет ввести их номера. Если авторизированный пользователь указал свои данные при регистрации, повторно вводить их не нужно. За исключением случаев, когда старый полис утратил свою силу.
  3. Далее вводятся данные учетной записи второго водителя, а также сведения об аварии и повреждениях, которые получила техника. После чего участники аварии должны выбрать один из двух способов оформления отчета: с фотофиксацией или без ее проведения. Вариант с фотофиксацией позволит рассчитывать на максимальное возмещение ущерба по ОСАГО, т. е. 400 тыс. рублей. В то же время вариант без фотосъемки позволит получить не более 100 тысяч.
  4. После отправки заполненного отчета второй водитель получает через портал госуслуг электронное извещение о составлении протокола ДТП. Ему остается только ознакомиться с представленными материалами, а затем принять или отклонить их.
  5. После утверждения отчета двумя водителями, данные об аварии передаются в базу данных Союза страховщиков, где каждому протоколу присваивается уникальный номер. Оттуда данные отправляются в страховые компании участников аварии. Сами водители получают на свои мобильные устройства уведомление об успешном прохождении процедуры. Теперь они могут ехать по своим делам. На своих авто, если они на ходу, или вызвав эвакуатор.

Варианты действий при ДТП

Таким образом, с ноября 2020 у российских автолюбителей есть четыре варианта действий при аварии:

  1. Договориться на месте. Это частая практика среди водителей, если сумма ущерба невелика, то виновнику аварии намного проще компенсировать ущерб из собственного кармана, не обращаясь в страховую. Также это идеальный вариант при отсутствии у него полиса ОСАГО. В противном случае ему нужно будет не только компенсировать ущерб в полном объеме, но и выплатить штраф. При выборе этого варианта участники аварии потеряют право на страховые выплаты, поэтому договариваться имеет смысл только, если автомобили явно не имеют скрытых повреждений.
  2. Вызвать ГИБДД. Воспользоваться правом на обращение в автоинспекцию водители могут вне зависимости от тяжести аварии. Это самый надежный вариант для пострадавшей стороны, т. к. и протокол ДТП будет составлен специалистом. Недостаток в том, что водителям нужно будет ждать патруль, а кроме того, если в действиях водителя будет обнаружен состав правонарушения, его ждет штраф или даже лишение прав.
  3. Составить европротокол. Европротокол – это особая процедура протоколирования ДТП без привлечения автоинспекции. Такая возможность впервые появилась у российских водителей в 2018 году. Существует ряд ограничений для составления европротокола: по сумме ущерба, количеству водителей и т. д. Также не все водители возят с собой пустые бланки. Поэтому граждане не всегда могут прибегнуть к этому способу оформить необходимые документы.
  4. Составить протокол с помощью мобильного приложения. Требования к участникам аварии для оформления ДТП по новым правилам схожи с теми, что применяются при оформлении европротокола. Преимущество электронной заявки состоит в простоте и скорости. Данные об аварии мгновенно поступают к страховщикам, избавляя автовладельцев от лишней волокиты. Однако процедура новая, и знакомы с ней пока не все.

Заключение

Нововведение призвано сберечь время попавших в аварию автолюбителей, уменьшить количество пробок на дороге и заодно сократить нагрузку на автоинспекцию. Напомним, что сегодня правоохранительные органы вынуждены тратить большую часть своего служебного времени именно на составление протоколов мелких аварий, а не на их предупреждение. Поэтому в ближайшие годы российским водителям нужно готовиться к тому, что контроль за соблюдением правил дорожного движения значительно возрастет.

Дорсвет, Москва 2020