Не прошло и недели со дня вступления в силу новых правил техосмотра, как власти преподнесли водителям очередной сюрприз. На этот раз касающийся тюнинга автомобилей, т. е. самостоятельного внесения изменений в конструкцию транспортных средств.

Правила регистрации тюнинга автомобиля

С 1 июля 2021 вступают в силу новые правила регистрации тюнинга и одновременно – новые правила проверки автомобилей на дороге. Сотрудники автоинспекции получат право проверять заинтересовавшие их автомобили на месте (на предмет незаконных модификаций).

Если в ходе осмотра они обнаружат незарегистрированный автотюнинг, автовладелец будет обязан устранить выявленные нарушения за 10 дней, т. е. вернуть машину в штатное состояние. Если он не успеет этого сделать – машину снимут с учета в ГИБДД. Ездить на ней будет запрещено до полного устранения нарушений.

Интересно, что меры борьбы с тюнингом на российских дорогах должны были вступить в силу еще прошлом году, но из-за начавшейся пандемии сроки перенесли. На этот раз подобного ждать не стоит. Владельцам тюнингованных авто лучше заранее приготовиться: вернуть машину в заводское состояние или узаконить внесенные изменения, если это, конечно, будет возможно.

Какие изменения подлежат регистрации

Правительство РФ внесло изменения сразу в два нормативных акта: регламент ТС «О безопасности транспортных средств» и специальный ГОСТ, касающийся методов экспертизы транспорта. Список изменений очень широк, практически любое изменение внешнего вида или конструкции легковых машин теперь необходимо регистрировать в автоинспекции, в частности:

  • нестандартные бамперы и кенгурятники;
  • спойлеры на кузов и аэродинамические элементы;
  • любая оптика, которая отличается от заводской;
  • любые доработки двигателя;
  • нестандартные диски;
  • любые изменения в конструкции ходовой;
  • нестандартные колесные арки;
  • лебедки, прикрепленные к кузову;
  • изменения в конструкции выхлопной системы;
  • нестандартные фары ближнего и дальнего света;
  • пассажирские и водительские сиденья;
  • багажники и боксы на крыше;
  • газобаллонное оборудование;
  • любые проставки для дисков;
  • нестандартное рулевые колеса;
  • лайтбоксы, рекламные экраны и т. д.

Фактически новые правила означают, что теперь россиянам придется регистрировать любую доработку, если она не предусмотрена заводской конструкцией автомобиля. Исключения пока составляют только изменения в настройке ПО автомобиля (так называемый чип-тюнинг). И то только потому, что у государства пока нет технической возможности проверять их.

На этом плохие новости для любителей тюнинга не заканчиваются. Из-за введения обязательной аккредитации организаций, которые выдают экспертные заключения, стоимость оформления всех необходимых документов так же возрастет.

Как зарегистрировать автотюнинг

Чтобы спокойно ездить на машине, нужно зарегистрировать внесенные в ее конструкцию изменения. Для этого необходимо обратиться в экспертную организацию, пройти платную техническую экспертизу и получить экспертное заключение о том, что проведенный тюнинг не представляет опасности на дороге.

Данные экспертизы будут автоматически направляться в единый реестр Федеральной службы по аккредитации.

Водителям нужно учитывать, что положительное заключение вовсе не гарантированно. Если эксперты придут к выводу, что изменения конструкции могут представлять опасность, автолюбителю откажут в выдаче документов.

После чего ему придется либо отказаться от планов по модернизации автотранспорта, либо за свой счет возвращать машину в исходное состояние, если на автомобиль уже установлены новые сиденья или, к примеру, специальная проставка вместо катализатора.

Ответственность водителей

Размер штрафа за езду с незарегистрированными изменениями остается прежним – 500 рублей (ст. 12.5.1 КоАП). Штраф будет назначен в случае, если сотрудник ДПС проведет осмотр автомобиля и обнаружит незаконный тюнинг.

Наказание довольно мягкое, однако вместе со штрафом автовладелец получит предписание устранить внесенные изменения или зарегистрировать их в установленном порядке (пройти экспертизу). Сделать это нужно будет всего за 10 дней.

Если в течение отведенного срока гражданин не успеет выполнить предписания автоинспекции, его машина будет снята с учета в ГИБДД. А за поездки на авто, которые не состоят на учете, уже предусмотрены другие наказания: штраф в размере 5 тыс. рублей или лишение прав на срок до трех месяцев!

Обнаружить незаконный тюнинг могут не только инспектора во время поездок, но и сотрудники организаций, проводящих плановый осмотр автомобилей. Последствия будут теми же, разве что не придется платить штраф в 500 рублей.

Надеяться на удачу не стоит. Из-за новых правил (рано или поздно) все владельцы тюнингованных автомобилей столкнуться с необходимостью избавиться от произведенных модификаций или зарегистрировать их в установленном порядке. Есть и третий вариант – продать машину, честно предупредив покупателя о том, что его ждет в ближайшем будущем.

Действовать нужно уже сейчас

Реформа вызвала неоднозначную реакцию среди автовладельцев. Есть те, кто поддерживают запланированные правительством нововведения, полагая, что дороги станут более безопасными с 1 июня. Критики реформы утверждают, что принципиально в России ничего не изменилось, а действия властей приведут только к росту коррупции и доставят массу неудобств водителям.

Времени осталось не так много. Всем автовладельцам мы рекомендуем немедленно удостовериться, что на их транспорте отсутствует тюнинг. Даже если Вы не проводили его лично, модификации могли быть внесены предыдущим автовладельцем или мастером сервиса.

Не стоит откладывать. В конце весны – начале лета СТО и экспертные учреждения окажутся переполнены теми, кто спешит привести свой транспорт в соответствие требованиям закона. Если нет желания стоять в очередях, решать проблему нужно уже сейчас.